Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность?

Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность?

Елена Агафонова,Генеральный директор SMG – Solution Management Group, Руководитель Центра Коучинга SMG
9 августа 2010 г.

Корпоративные программы — это коучинг первых лиц и владельцев бизнеса, организационные сессии для менеджерских команд, а также обучение навыкам коучинга для руководителей.

Как строятся программы корпоративного коучинга? Встречаются разные сценарии:

— Иногда, это работа с руководителем в режиме индивидуальных сессий: мечты, подкрепленные сильной верой в их воплощение, осознаются подопечным, и превращаются в его мысли. Мысли формализуются в слова, и через действия трансформируются в новые желаемые результаты.

— Бывает, что руководитель или владелец компании приглашает коуча или группу специалистов для сопровождения изменений, начавшихся «с головы». Идет работа с командами и индивидуальные сессии для руководителей всех уровней, включая топ-менеджмент. Постепенно коучинг помогает осознать барьеры, мешающие эффективному взаимодействию людей, увидеть и испытать новые возможности построения взаимовыгодных отношений внутри компании, а также с клиентами и партнерами по бизнесу. Строится новая корпоративная культура, в основе которой лежат такие ценности, как: доверие, ответственность, эффективность и удовольствие от развития и обучения.

— Зачастую, «вход» в компании происходит и через запрос тренинга для руководителей. Компании, в том числе и очень крупные, в основном работающие под прямым (иностранные владельцы) или частичным (иностранные руководители) западным менеджментом, все чаще открывают тендеры на «Коучинг, как стиль руководства» наряду с другими хорошо известными управленческими тематиками. Здесь с самого начала важно уточнить, применяется ли коучинг на уровне высшего менеджмента, как основной стиль работы с руководителями среднего звена? Если нет, то начинать обучение следует именно с «верхов». В противном случае неизбежен конфликт подходов к управлению в компании, неминуемо зарождение культуры «двойных стандартов». Такой подход нанесет урон всем: компании Заказчика, его сотрудниками, компании Исполнителя.

Коучинг может работать, и работает только в условиях полного доверия на всех уровнях: коуч — подопечный, топ-менеджмент — руководители среднего звена, компания — сотрудники.]

Что такое корпоративный коучинг и как оценить его эффективность?

Елена Агафонова,Генеральный директор SMG – Solution Management Group, Руководитель Центра Коучинга SMG
9 августа 2010 г.

Корпоративные программы — это коучинг первых лиц и владельцев бизнеса, организационные сессии для менеджерских команд, а также обучение навыкам коучинга для руководителей.

Как строятся программы корпоративного коучинга? Встречаются разные сценарии:

— Иногда, это работа с руководителем в режиме индивидуальных сессий: мечты, подкрепленные сильной верой в их воплощение, осознаются подопечным, и превращаются в его мысли. Мысли формализуются в слова, и через действия трансформируются в новые желаемые результаты.

— Бывает, что руководитель или владелец компании приглашает коуча или группу специалистов для сопровождения изменений, начавшихся «с головы». Идет работа с командами и индивидуальные сессии для руководителей всех уровней, включая топ-менеджмент. Постепенно коучинг помогает осознать барьеры, мешающие эффективному взаимодействию людей, увидеть и испытать новые возможности построения взаимовыгодных отношений внутри компании, а также с клиентами и партнерами по бизнесу. Строится новая корпоративная культура, в основе которой лежат такие ценности, как: доверие, ответственность, эффективность и удовольствие от развития и обучения.

— Зачастую, «вход» в компании происходит и через запрос тренинга для руководителей. Компании, в том числе и очень крупные, в основном работающие под прямым (иностранные владельцы) или частичным (иностранные руководители) западным менеджментом, все чаще открывают тендеры на «Коучинг, как стиль руководства» наряду с другими хорошо известными управленческими тематиками. Здесь с самого начала важно уточнить, применяется ли коучинг на уровне высшего менеджмента, как основной стиль работы с руководителями среднего звена? Если нет, то начинать обучение следует именно с «верхов». В противном случае неизбежен конфликт подходов к управлению в компании, неминуемо зарождение культуры «двойных стандартов». Такой подход нанесет урон всем: компании Заказчика, его сотрудниками, компании Исполнителя.

Коучинг может работать, и работает только в условиях полного доверия на всех уровнях: коуч — подопечный, топ-менеджмент — руководители среднего звена, компания — сотрудники.

Когда говорят о примерах проведения коучинга в компаниях, после которого сотрудники начинают увольняться, я могу ответственно подтвердить, что такие случаи есть, и они неизбежны, если принципы доверия, ответственности, баланса целей компании и сотрудника не соблюдаются в компании, если коучинг не «проживается» на всех уровнях руководства. Коучинг — это не разовая акция, это философия, если угодно. Результативность = Потенциал человека минус Вмешательство (Интервенция). Коуч абсолютно верит в добрые намерения каждого своего подопечного и в его безграничные возможности при решении любой значимой для него задачи. Конечно, в практике менеджмента руководителю необходимо различать задачи, при решении которых коучинг будет более эффективен. Здесь можно применять ту же матрицу ситуационного лидерства, сочетание квалификации и мотивации сотрудника. Коучинг применим во взаимодействии с любым сотрудником, речь идет лишь степени его применения. При работе на уровне «руководитель — руководитель» — коучинг показан в высшей степени! Этот подход развивает, обучает, приносит удовольствие от процесса и результата, предоставляет лучшим сотрудникам компании возможности для перехода на новый качественный уровень в профессии и жизни.

Практика корпоративного коучинга доказывает, что этот подход дает быстрые положительные изменения бизнес — поведения в компаниях: снижается текучесть кадров, уменьшается количество прогулов, опозданий, повышается производительность труда и т. д. Речь идет о результатах, которые компании давно и успешно измеряют. Другими словами, при желании эффективность инвестиций в коучинг можно оценить с довольно высокой степенью точности. Для этого нужно лишь выполнить несколько условий:

1. У любой программы корпоративного коучинга, или ее части, этапа должна быть четкая цель, выраженная измеряемым параметром. В коучинге руководителей обычно выбираются 5 приоритетных направлений:

— повышение продаж
— производственная/операционная эффективность
— снижение прямых издержек
— удержание ключевых сотрудников
— удовлетворенность клиентов

Например, снизить количество увольнений по собственному желанию до 20% в год за период 1 сентября — 31 декабря. Текущий показатель — 40% в год.

2. Под каждую такую цель в ходе индивидуальных коуч — сессий или фасилитаций команд вырабатывается план действий.

Например,

— Встретиться с командой, и обсудить причины увольнений — 2 сентября.

— Просмотреть с HR отделом анкеты увольняющихся, выделить тенденции — 6.09

— Провести коучинг с сотрудниками, которые, по всей видимости, готовятся к увольнению — до 22.09

— Разработать индивидуальный план развития для высокопотенциальных сотрудников — 29.09

— Проявлять признание сотрудникам, давно работающим в компании — постоянно.

— Запланировать ужин для выражения признания всей команде — 22.9.

— Поддержать управляющих в делегировании ответственности подчиненным (совещание) — 5.10.

— Возвращаться к каждому важному разговору с сотрудником, и обсуждать меры по улучшению ситуации — постоянно.

— Проверить изменения с увольнениями и выразить признание тем, кому необходимо — 30.10.

— И т. д.


3. Активное обучение + коучинг.

В ходе регулярных сессий руководитель обсуждает с коучем различные стратегии, и применяет их в жизнь. Коучинг — это активный процесс обучения, в котором руководитель экспериментирует, действует, и осознает опыт, коуч же дает импульс и предоставляет обратную связь. Первоначальный план действий может корректироваться.

4. Анализ выполнения плана. Измерение эффективности коучинга.

Через определенное программой время руководитель подводит итоги работы, измеряя достигнутый результат.

В нашем примере, единицей измерения является одно увольнение по собственному желанию. До начала работы программы коучинга на каждые 100 сотрудников приходилось 40 увольнений (40% в год). Через 3 месяца программы число увольнений сократилось вдвое (20% в год). Отметим, что этот результат может быть частично связан и с другими факторами такими, как возможности роста внутри компании, изменения на рынке труда. Поэтому обычно руководитель дает свою субъективную оценку результативности коучинга в достижении поставленной цели. Предположим, что в данном случае руководитель оценил влияние программы коучинга на результат на 50%.

5. Расчет ROI.

Формула ROI, относящаяся к инвестициям в коучинг, тренинги или любые другие мероприятия в рамках менеджмента персонала, рассчитывается так же, как и относительно любых других типов инвестиций: прибыли деленные на затраты. Единицу измерения, в нашем примере — увольнение по собственному желанию — можно перевести денежный эквивалент. Это может быть сумма зарплаты увольняющегося (100 000,00 руб.) помноженная на коэффициент затрат на подбор и обучение, скажем, 1,3. Т. е. стоимость 1-го увольнения равна 130 000,00 руб. Если количество увольнений за год составляло 40 человек, а после программы коучинга снизилось до 20-ти, то компания выиграла 2 млн. 600 тыс. рублей.

Рассчитаем ROI:

Прибыль

Сокращение увольнений по собственному желанию дает 2 600 000,00 руб.

Определение процента улучшения показателя, соотносимого с эффективностью коучинга руководителем — 50% (см. п. 4)

Уточненная прибыль = 1 300 000,00 руб.

Фактор степени доверия к оценке руководителя об эффективности коучинга, например 90% (возможное, но не обязательное уточнение, например, службой HR)

Уточненная прибыль = 1 170 000,00 руб.

Затраты

Представим, что затраты на программу коучинга составили 285 000,00 руб.

Вариант ROI 1 = 1 170 000,00 руб./ 285 000,00 руб. = 4,1 руб.

Т. е. на каждый рубль инвестиций в коучинг приходится 4 рубля прибыли.

Вариант ROI 2 = 1 170 000,00 руб. −285 000,00 руб./ 285 000,00 руб. = 3,1 руб.

Т. е. на каждый рубль инвестиций в коучинг был произведен возврат и 3 рубля прибыли произведено дополнительно.


Учитывая, что эти расчеты включают целый ряд субъективных оценок, коуч, заказчик и руководитель должны ответственно подходить к ним для того, чтобы получить наиболее точные результаты.
11 августа 2010
Автор: Елена Агафонова,Генеральный директор SMG – Solution Management Group, Руководитель Центра Коучинга SMG

Источник: Портал Trainings.ru


Читать также

  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома
    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе — обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход — рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.
  • Можно ли уволиться с работы, не выплачивая никаких сумм по учебному договору?
    В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные компанией на его образование, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Статьи этого раздела

  • Создание учебного центра компании: разберем по шагам
    В настоящее время рынок труда складывается так, что найти кандидатов с высокими компетенциями,  массово и дешево, как правило, невозможно. Кроме этого кандидаты с осознанием собственной перспективности уже стараются завысить свою стоимость. Так что проблема удержания…
  • Самый лучший способ обучения – это практика
    Чтобы подготовить сотрудника с лидерским потенциалом к продвижению, не важно с руководящей должности на более высокую, либо с рядовой на руководящую, необходимо научить его принимать более серьезные решения и подготовить к большей ответственности. Для этого…
  • Учебный отпуск
    Если сотрудник учится, то по его требованию работодатель обязан предоставить ему учебный отпуск. Однако не стоит торопиться с оплатой. Возможно, работнику полагается только неоплачиваемый отпуск.
  • Внедрение ученичества на производственном предприятии
    Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.
  • Обучение по онлайн программе «Управление персоналом». Преимущества дистанционного образования
    В связи с быстрым темпом жизни и развитием информационных технологий сегодня люди стараются использовать время по максимуму. Именно поэтому для получения дополнительных знаний или для повышения квалификации, люди довольно редко выбирают посещение различных курсов в…
  • "Вебинар на 100%: для начинающих и опытных вебинаристов" - методическое пособие по проведению вебинаров
    Мы рады представить вам первое в России методическое пособие по проведению вебинаров «Вебинар на 100%».
  • Повышение квалификации сотрудников
    С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.
  • Как написать диссертацию: общие правила работы
    Работая над текстом диссертации, автор замечает, что силы его быстро идут на убыль. Бодро начав с нескольких страниц в день, он постепенно снижает ежедневную норму, а потом и вовсе делает долгий перерыв. Одна из возможных причин такого снижения работоспособности — неразумный распорядок дня. Вы интуитивно чувствуете, что существует некая система изложения, которая позволит вам толково и просто рассказать о предмете.
  • Две стороны одного диплома - о бизнес-образовании в Европе и России
    В США и Европе степень МВА — обязательное условие при трудоустройстве на высшие и средние руководящие позиции в компании. В России же для многих соискателей диплом о бизнес-образовании оказывается даже помехой.
  • Как получить налоговый вычет на обучение
    В сложной экономической ситуации практически любому специалисту для повышения конкурентоспособности на рынке труда необходимо постоянно получать новую информацию, совершенствовать имеющиеся знания и навыки. Хорошее образование стоит недешево. Кроме того, в настоящее время платное обучение предлагают…
  • Работодатель оплачивает обучение работников
    Прошло полгода с тех пор, как вступили в силу новые правила налогообложения расходов на обучение работников. В статье мы расскажем, как оформить документы, которые требуются для их применения.
  • Взаимоотношения работника и работодателя в процессе обучения
    В чем заключаются различия между такими понятиями, как "профессиональная подготовка", "профессиональная переподготовка", "повышение квалификации", "обучение вторым профессиям"? На первый взгляд все эти понятия идентичны, так как все они относятся к системе дополнительного профессионального образования. Однако…
  • Какие ВУЗы сегодня «в почете»
    Для многих профессий на рынке труда не имеет принципиальной разницы, диплом какого вуза получил соискатель. Но от субъективного отношения работодателя не застрахован никто.
  • Лекарство от безделья
    Безработные любят учиться: в кризисы у бизнес-школ всего мира обычно нет недостатка в студентах. Российские школы — исключение
  • Современные технологии обучения сотрудников
    Управление персоналом — один из самых значимых аспектов успешности организации, это факт известный. И обучение сотрудников играет в работе с человеческими ресурсами важную роль. Портфель форм обучения в большинстве российских организаций достаточно традиционен и ограничен — обычно это семинары и тренинги.
  • Прибыль в степени. Как бороться за рентабельность диплома
    Можно получить одно высшее образование и успешно идти по карьерной лестнице. Среди деловой и политической элиты таких людей большинство. На другом полюсе — обладатели нескольких дипломов, интереснейшие собеседники, которые до пенсии сидят в младших научных сотрудниках. Оптимальный подход — рассматривать обучение как инвестицию и совмещать его с карьерным ростом.
  • Диплом без профессии
    Более половины выпускников вузов в России трудятся не по специальности, полученной в вузе. По указанным в дипломе специальностям и близким профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель иностранных языков — переводчиком) работают 49,6%. А если подходить к соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то получится, что по специальности работают всего 37%.

Подписка на новости сайта

Семинары / курсы / тренинги: